Жизнь с ДЦП, Журнал "Жизнь с ДЦП. Проблемы и решения"

Организация инклюзивного образования. Советы эксперта

Статья в очередном выпуске журнала «Жизнь с ДЦП. Проблемы и решения»

Эксперт: Приходько Ольга Владимировна

Кандидат экономических наук, опыт работы в системе организации образования более 20 лет, вице-президент Союза директоров средних специальных учебных заведений РФ, руководитель комитета по СПО МКПП (Московской конфедерацией промышленников и предпринимателей), член Правления территориального союза работодателей ЗАО Москвы, муниципальный депутат района Очаково-Матвеевское, директор АНО ПО Колледж КЭСИ, эксперт по образованию ОСРДИ (Общественного совета родителей детей-инвалидов), мама троих детей — 21,18 и 12 лет, младший из которых имеет инвалидность.

Дорогие читатели! Эксперт готов консультировать по имеющимся у вас вопросам в области образования. Вы можете присылать их на электронную почту редакции по адресу: info@cplife.ru. В следующем номере мы намерены поговорить более подробно про ГВЭ.

Идея создания инклюзивного образования, когда здоровые дети учатся в одном пространстве с детьми с инвалидностью или ОВЗ, сама по себе очень хороша. Дети с инвалидностью социализируются, у них повышается самооценка. Другие дети учатся состраданию, помощи и участию. Но в реальности, школа пока не готова принимать в ряды своих учеников «не такого» ребенка — в классах обучается более 30 человек, учитель загружен основной работой и отчетами так, что на особенного ребенка времени и знаний просто не хватает. А еще зачастую родители начинают возмущаться, что учитель тратит много времени на ребенка с ОВЗ, от чего страдает успеваемость класса.

Как отстоять права своего особенного ребенка при обучении в общеобразовательной организации? Как создать для него комфортные условия, при которых он может получать знания, невзирая на недуг? Что сделать для того, чтобы знания ребенка были оценены должным образом? Как бороться со школьной администрацией, которая говорит «нет, не положено» на ваши обращения? Ответы на эти вопросы будем искать вместе с Ольгой Владимировной Приходько — человеком, чья жизнь связана со сферой образования уже более 20 лет, и кто на пути собственной младшей дочери с диагнозом ДЦП прочувствовал все тернии организации инклюзии.

Ольга, расскажите немного о себе: как Вы стали экспертом в области инклюзивного образования?

Я не могу знать всего, но работая много лет в системе образования, понимаю, что откуда берется, чем регламентируется и как найти нужную информацию. Начала я свою работу в 1996 году преподавателем бухгалтерского учета в университете в Ярославле, «доросла» до должности заместителя директора по учебно-методической работе созданного филиала Московского государственного университета экономики статистики и информатики. В 1998 году стала работать в Московском государственном университете статистики и информатики в должности директора колледжа и директора центра довузовской подготовки. Получила должность директора института непрерывного образования, который включал в себя колледж, всю довузовскую подготовку университета и обучение после колледжа в университете. Потом стала проректором по работе с филиалами, в подчинении было 40-60 филиалов. Параллельно с основной работой управляла своим колледжем.

В 2015 году стала развивать свое дело — частный колледж АНО ПО Колледж КЭСИ, детскую школу программирования и детский центр (для детей от года) «Семейная академия».

Заниматься инклюзией мне пришлось, как и многим другим родителям детей с инвалидностью, когда у младшей дочери наступило время обучаться в школе и я увидела, что школа к этому не была готова. Методом проб и ошибок, учитывая свой собственный опыт работы в системе образования, шаг за шагом, я начала выстраивать наше сотрудничество со школой.

Ольга, расскажите, пожалуйста, какой алгоритм поступления в первый класс или перевода из одной школы в другую ребенка-инвалида с ДЦП или другой нозологией в Москве?

Для создания условий обучения ребенка с инвалидностью необходимо пройти Центральную психолого-медико-психологическую комиссию (ЦПМПК).

Записаться на комиссию ЦПМПК необходимо исключительно в электронном виде на портале mos.ru, строго через личный кабинет родителя, законного представителя (усыновителя, опекуна, попечителя) обучающегося при наличии медицинского заключения (Приложение 2 к приказу Департамента здравоохранения города Москвы от 11 октября 2021 г. № 975) о состоянии здоровья несовершеннолетнего/лица старше 18 лет для направления на прохождение Центральной психолого-медико-педагогической комиссии города Москвы.

Для получения заключения необходимо обратиться к педиатру в поликлинику по месту жительства, либо, если речь идет о диагнозе ДЦП, записаться на получение заключения в консультативное поликлиническое отделение ГБУЗ «Научно-практический центр детской психоневрологии Департамента здравоохранения города Москвы».

Если ребенок посещал детский сад, другую школу, то необходимо получить от администрации характеристику на ребенка.

Следует проконтролировать, чтобы в медицинской справке или педагогических оценочных документах были учтены все особенности ребенка. На ЦПМПК можно и нужно прикладывать заключения других специалистов, которые постоянно занимаются с ребенком: психологов, дефектологов, логопедов.

Специалисты комиссии изучат документы, рекомендации медиков, протестируют ребенка и выдадут заключение ЦПМПК, обязательное для исполнения школой. В документе пропишут, как и по какой программе должен учиться ребенок, какие должны быть созданы для него специальные условия, нужен ли при обучении ребенку ассистент или тьютор, какая необходима коррекционная работа.

Заключение ЦПМПК является обязательным для исполнения школой. Существуют разные программы, по которым дети учатся. Они зависят от нозологии и ее сложности.

Программы с вариантами 3 и 4 являются нецензовыми, облегченными, и перейти с них на цензовые программы очень сложно, так как с каждым годом разрыв в знаниях увеличивается. Родителям стоит оценить возможности ребенка: способен ли он усваивать цензовую программу, происходят ли скачки в развитии, могут ли они повлиять на обучение.

Лучше начинать с программ высшего уровня: если ребенку будет сложно, можно будет перевести его на более легкую ступень.

Далее необходимо записаться в первый класс или перевестись из школы в школу через mos.ru.

После зачисления/перевода ребенка, надо написать заявление об организации специальных образовательных условий согласно решению ЦПМПК. Если такого заявления не поступало, то ребенок будет обучаться по общеобразовательной программе без каких-либо преимуществ.

Заявление необходимо предоставить в школу в двух экземплярах. В тексте письма обязательно указать, в каком формате нужен ответ от организации — физический (отправляется Почтой России на почтовый адрес) или в электронном виде (отправляется на указанную в заявлении электронную почту). На втором экземпляре сотрудник школы поставит соответствующие отметки о принятии заявления: входящий номер, дату получения, фамилию и инициалы с расшифровкой сотрудника, принявшего документы.

Также администрация школы должна взять у родителя разрешение на психолого-педагогический осмотр. На внутренней психолого-педагогической комиссии ППК специалисты устанавливают:

  • как ребенок будет учиться — индивидуально, в классе, в ресурсном классе или надомно;
  • нужна ли ему коррекционная помощь, если да, то какая.

По результатам осмотра и ППК составляется индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ).

В Москве утвержден Стандарт по созданию специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ, приказ 682 от 12.11.21. В нем 138 страниц, описывающих взаимодействие родителей, школы и ПМПК, также там приведены шаблоны документов, заявлений, обращений.

Все типовые программы, в том числе и адаптированные, должны быть обязательно размещены на сайте школы. Там же должно быть размещено Положение об оценивании: описание оценочных средств, порядок проведения текущей аттестации, виды оценивания знаний обучающихся как для нормотипичных детей, так и для детей с инвалидностью или ОВЗ.

Если дети с данной нозологией уже учились в этой школе, то программа должна быть на сайте учреждения; если дети с такой нозологией не учились, то администрация должна разместить ее.

Программа разрабатывается на основании примерной адаптированной программы, утвержденной министерством просвещения, и размещенной на сайте: fgosreestr.ru.

В ИОМе должно быть прописано, как должны учить ребенка с инвалидностью или ОВЗ, как учитывать его индивидуальные достижения, какие результаты должны быть достигнуты, как организовывать коррекционную работу, какие цели и задачи должны ставиться перед теми, кто будет этой работой заниматься, как будут адаптированы формы и методы подачи адаптации, контрольно-измерительные материалы.

Необходимо тщательно изучить весь документ, проконтролировать, чтобы были учтены все нюансы и особенности ребенка, сравнить с типовыми программами. Родитель имеет право и может настаивать на внесении изменений в ИОМ, учитывающих индивидуальные особенности ребенка, возникшие по причине его состояния здоровья. При необходимости требовать укороченных контрольных работ, адаптации оценочных средств и формы оценивания. Только при достижении компромисса можно ставить свою подпись на документе, потому что этот документ моделирует все обучение ребенка в ближайшие годы. Если же что-то изменится, всегда можно написать заявление о пересмотре данного образовательного маршрута.

Обязательна адаптация материала урока с учетом всех персональных особенностей, должно быть прописано, каким образом оценивать знания. К примеру, ребенок не может отвечать устно, только письменно; ребенок не может отвечать письменно, только устно; не может отвечать в классе во время урока; для ребенка необходимо разбить контрольную на части, которые он будет выполнять по отдельности или с перерывами.

Что делать, если школа не учитывает индивидуальные особенности ребенка? Множество обращений от родителей с одним и тем же текстом — программы 6.1 и 6.2 для НОДА школой воспринимаются как обеспечение доступности среды (обустройство пандусов, порожков, перил на лестницах, санузлов)? Что делать, если прописанный в решении ПМПК ассистент, по сути технический помощник, для администрации школы всегда тьютор?

К сожалению, проблема есть. В стандартах обучения детей НОДА — программах 6.1 и 6.2 — много требований именно к организации доступной среды. Но требования к организации процесса обучения, оценивания знаний, там тоже прописаны.

Если родитель считает, что в ИОМе не учитываются особенности ребенка, этот ИОМ не надо подписывать, а следует потребовать доработки. Если ИОМ уже подписан, то необходимо составить новое обращение к руководителю общеобразовательного учреждения, в котором надо будет тщательно описать по пунктам все необходимые дополнения, указать, куда и как требуется прислать ответ, и сдать его в канцелярию школы с отметкой о принятии на втором экземпляре. Начать обращение можно так: «Просим Вас внести в ИОМ информацию из примерной адаптированной программы».

По законодательству, ответ должен быть предоставлен в течение 30 дней. Если в течение этого времени ответ не поступит, то с такой же формулировкой следует обратиться в Департамент образования г. Москвы, приложив копию предыдущего обращения в школу. Как правило, как только родители начинают письменно обращаться в администрацию школы, разговор становится другим.

Если родитель все же получает отрицательный ответ от администрации, необходимо повторно написать письмо с требованием предоставить мотивированный отказ со ссылкой на законы и подзаконные акты, распоряжения, приказы Департамента образования, Министерства просвещения и других организаций. Обычно таких отказов нет, но если школа не реагирует, необходимо жаловаться в Департамент образования и в прокуратуру. Если все совсем плохо — в Министерство просвещения.

Чем отличается понятие «тьютор» от понятия «общее тьюторское сопровождение»?

Общее тьюторское сопровождение — это работа психолого-педагогической службы: тестирование ребенка, составление ИОМ, организация коррекционной работы, прописывание, чем он должен заниматься.

Тьютор — это отдельная штатная единица, которая ранее назначалась только ЦПМПК. Сейчас это право предоставлено ППК школы: назначить тьютора, подобрать сотрудника, чтобы ребенку было комфортно учиться с его помощью. Если в администрации школы говорят, что не могут предоставить тьютора, необходимо написать соответствующее заявление в школу.

У тьютора должно быть специальное образование?

По стандартам тьютор может иметь общее педагогическое образование — психолога-дефектолога, школьного учителя. Если же у кандидата на работу тьютора нет профильного образования, то ему необходимо пройти курсы повышения квалификации или переподготовки, или обучиться на магистерской программе по специальности «Тьютор».

Тьютор — это человек, помогающий ребенку учиться, усваивать материал?

Да, фактически это человек, дублирующий учителя.

Если в решении ПМПК написано «ассистент по получению школьных услуг», то какие у такого ассистента обязанности? Должно ли быть у него специальное образование?

Ассистент — это технический специалист. В его обязанности входит: отвести в туалет, помочь одеться/раздеться, переобуться, подготовить парту к уроку, достать из портфеля необходимые учебники и тетради, письменные принадлежности, убрать все в портфель после урока, сопроводить при перемещении из кабинета в кабинет, помочь в столовой. Кандидату на такую должность не требуется специальное образование.

Что делать, если родитель понимает, что ассистент или тьютор необходим, в решении ЦПМПК прописан, а школа отказывается их организовывать?

Написать официальное заявление с просьбой предоставить тьютора или ассистента. Школа должна снова провести внутреннее заседание ППК, выдать заключение — положен или не положен этому ребенку тьютор, если не положен, то по какой причине. С заключением и заявлением можно обращаться в вышестоящие организации.

Вопрос по оцениванию. В большинстве случаев школа просто не понимает, как это делать. Предположим, родитель знает, что ребенок, учащийся по программе 6.1 не может отвечать при всех в классе, теряется, не может писать в режиме ограниченного количества времени… Если это не прописано в ИОМе, получается, надо опять письменно обращаться в школу?

Совершенно верно. К сожалению, у нас в стране нет обязанности прохождения повышения квалификации для педагогов при появлении такого ребенка. По сути, они проходят это обучение, но где они его проходят, сколько часов, кто им и что преподает, прошел ли конкретный учитель эту переподготовку, мы не знаем. Конечно, сейчас масса материалов есть и в МЭШе, и в РЭШе. Но не все учителя хотят в эту тему погружаться, часто и не могут, потому что нет времени из-за большой нагрузки по проведению уроков и составлению отчетов.

Идеально, конечно, давать допуск к преподаванию в классе, где есть ребенок с ограниченными возможностями, учителю после пройденных курсов квалификации и переподготовки, чтобы он понимал нозологию: что может быть не так с ребенком, как с ним работать. Но от преподавателя, который будет работать с ребенком ОВЗ, не требуется обязательное переобучение, поэтому зачастую он просто не знает, как с таким учеником работать. Как следствие, обучающийся с инвалидностью или ОВЗ не усваивает или плохо усваивает материал урока, получает неудовлетворительные оценки, а преподаватель делает вывод, что ребенок ленится, придуривается, издевается, «доводит учителя до ручки».

В таком случае надо опять подать в администрацию заявление с просьбой организовать обучение преподавателя, так как он не понимает нозологии данного ребенка.

Есть ли у родителя ребенка с инвалидностью право отказаться от проведения тестов МЦКО?

В каждом образовательном учреждении есть положение о текущей и итоговой аттестации, в котором прописано, как проводится аттестация, какая она бывает и как оценивается. Оценивание бывает разное: промежуточное, итоговое. Оно может проводиться в разной форме: устно, письменно или с использованием компьютера.

Положения об оценивании и итоговой/промежуточной аттестации размещаются на сайте школы. В них прописано, как оцениваются вообще дети в этой школе, какие оценки есть, как применяются, сколько по времени и как часто проводится оценивание.

Может быть прописано, что, например, промежуточная аттестация осуществляется только МЦКО. Тогда, с одной стороны, ребенок должен сдавать тесты МЦКО. С другой стороны, Положение об оценивании — внутренний документ. В таком случае, следует обратиться к директору школы с просьбой пересмотреть это положение, включить для детей с инвалидностью альтернативные способы оценивания или адаптировать работу МЦКО. Если же во внутреннем положении об оценивании не прописано обязательное написание тестов МЦКО, то можно просто не приходить на него.

Наступает период сдачи ОГЭ и ЕГЭ. Что надо делать родителю ребенка с инвалидностью?

Надо обращаться за особыми условиями в ЦПМПК, написав соответствующее заявление. Особые условия — это увеличение времени проведения экзамена, медицинская помощь, питание, возможность сдачи экзамена на дому, предоставление услуг ассистента, использование технических средств, а также возможность писать не ОГЭ в чужой школе, а ГВЭ (государственный внутренний экзамен) в своей.

В отличие от ЕГЭ, в ГВЭ обязательных экзаменов два: русский язык и математика. И в большинстве случаев в качестве оценки используются проверочные работы, а не тестовые задания. По математике дается контрольная работа, которая может быть письменной или устной. По русскому языку могут быть сочинение, диктант.

В своей школе знают, что у ребенка истощаемость, утомляемость, проблемы с концентрацией внимания, и смогут, при желании, учесть все его особенности во время проведения ГВЭ. Часто дети с ДЦП устают после 15 минут монотонной работы. Зная такую особенность конкретного ребенка, делается 15-минутный перерыв, после которого он вернется на тестирование и спокойно напишет все, что знает.

Количество предметов на этих экзаменах такое же?

Да, два обязательных — русский язык и математика. Остальные можно не сдавать. Аттестат все равно выдадут, и он будет действительный.

Беседовала Юлия Бердник, г. Москва

#дцп #детидцп #детиинвалиды #детиовз #цпмпк #инклюзия

Организация инклюзивного образования. Советы эксперта
Организация инклюзивного образования. Советы эксперта
Организация инклюзивного образования. Советы эксперта
Previous Post Next Post

You Might Also Like

No Comments

Leave a Reply