Жизнь с ДЦП, Журнал "Жизнь с ДЦП. Проблемы и решения"

Собирайте волю в кулак, не сворачивайте с выбранного пути!

Глядя на эту уверенную в себе девушку с лучистыми глазами, невозможно поверить, что у нее ДЦП.

Но каково это – жить с этим недугом и строить свою жизнь независимо от этой болезни? Об этом мы сегодня беседуем с Анной Братчиковой.

– Я родилась шестимесячной, в городе Макеевка, Донецкой области Украины. Врач не давал мне и трех дней жизни, и, из-за тяжести моего состояния, предлагал маме отказаться от меня. Она, конечно же, не отказалась. До четырех лет я ходила на носочках. На Украине мне сделали операцию, чтобы я смогла встать на стопу. Около года я лежала в аппаратах Елизарова, в гипсе, и пришлось заново учиться ходить. Но, из-за разницы в 3 см в длине ног, осталась хромота, которую очень сложно убрать. Я не воспринимаю свою хромоту, как что-то, мешающее мне жить.

– Но, возможно, Вы сталкивались с жестокостью окружающих?

– До 12 лет я все лето проводила у бабушки в Украине. Все дети – от мала до велика – собирались у меня во дворе – там стояла палатка, полностью доверху забитая разными игрушками. И мы там играли. В школе было немного друзей, потому, что я была стеснительная. Мне было неловко первой начинать общение. После окончания школы многие ребята говорили: «Мы с тобой очень хотели дружить, но к тебе не подойти было». У меня была лучшая подруга, с которой мы дружили десять лет. Так что травли никогда не было.

В старших классах был всего лишь один случай, когда пятиклассник пытался подшучивать, не понимая, почему я хромаю. Однажды я остановилась в коридоре, развернулась с спросила в лоб: «Ты хочешь мне что-то сказать?» И он отстал.

Я больше сталкивалась с гиперопекой – в школе учителя на экскурсиях старались помочь, поддержать. Меня это не оскорбляло, но тоже не нравилось. Зачем вы помогаете мне перейти дорогу, если я могу сама?

– Вы с детства уже знали про свои особенности, про инвалидность? Вам родители объясняли?

– Я сама понимала, что отличаюсь, но никогда не понимала? почему из-за этого надо сидеть и плакать. Да, хожу вот так, они ходят иначе, но это не делает меня хуже. В некоторых моментах различие проявляется, когда ты понимаешь, что кто-то классно бегает, а ты так не можешь, потому что устаешь. Но это все относительно – могу пройти 10 км и тогда устать от того, что мышцы болят. Еще, из-за нарушения координации, не могу перешагнуть через преграду. В таких случаях мне требуется помощь – надо опереться. В остальном – я такой же обычный человек, который сам всем занимается. Инвалидность (3 группу) я оформила лишь в 18 лет. Родители ничего в детстве не объясняли. Я сама все видела. Многие люди считают, если у тебя ДЦП, ты не можешь думать, ты просто существуешь. Я очень часто сталкиваюсь с таким непониманием. Узнав, что у меня этот недуг, искренне удивляются: «А как ты учишься? А ты соображаешь?». Я говорю, что учусь в МГУ, удивляя их еще больше. У меня прекрасный аналитический склад ума. Я считаю, что я умная, и так считают все, кто меня знает.

– После операции Вы проходили курсы реабилитации?

– Мне периодически назначали массаж, ЛФК, купаться в море. Лет до 12 мне все это делали, а однажды прописали курс ЛФК, который нужно было выполнять дома. Как любому ребенку с физическими проблемами, это давалось достаточно сложно, было больно. И поскольку у меня характер достаточно решительный и жесткий, то я сказала: «Все, не буду делать!» и, соответственно, не стала это делать. Мама меня пыталась убедить, что если делать это ЛФК, то пройдет укорочение ноги. Я «изучила мат. часть», и решила, что только для маминого успокоения я не буду это делать. И не стала.

Какое-то время занималась плаванием, ушла, потому что тренер стал готовить меня к соревнованиям. А у меня были планы просто поддерживать здоровье.

Во время учебы в универе (прим. в Университете) я много ходила. Четыре года жила в Московской области, ездила из г. Фрязино и г. Щелково, на Моховую ул., на журфак. Передвигалась достаточно много – в универе с первого на третий этаж и обратно, из университета – в редакцию, и обратно – в университет. Часто ездила на интервью в разные районы Москвы. Такая у меня была активная студенческая жизнь.

После окончания балаквариата МГУ, решила взять год перерыва. Но потом, наверное, вернусь обратно, в магистратуру.

– Расскажите пожалуйста, как Вы сдавали ЕГЭ? Это такое сложное испытание для всех!

– Выбор профессии для меня не был случайным, я уже с 12 лет знала, что хочу поступать в университет на факультет журналистики, поэтому выбрала сдачу экзаменов по русскому языку, литературе, математике и английскому языку. Экзамены по русскому и английскому сдавала на общих основаниях. На русском справилась быстрее всех, сдала сочинение через 40 минут. Получила немного больше 80 баллов. С английским было немного сложнее, поскольку в школе уровень преподавания был не очень хороший, английский сдала на оценку между 70 и 80 баллов.

А вот экзамен по литературе сдавала на льготных основаниях. Неожиданно меня отвели в отдельную аудиторию, посадили на первую парту перед преподавателем и говорят: «У тебя сдача на льготных началах, тебе предоставлен дополнительный час времени». Билет достаю, читаю, вроде знаю. Я увлеклась, и совершенно не чувствуя времени, стала писать очень много, и вдруг мне говорят: «У тебя осталось полчаса». А у меня впереди три задания с аргументами. Вот и получилось – литературу знала очень хорошо, а сдала на 64 балла.

Расстроилась, конечно, когда увидела. Подумала: «Ну все, до свидания, МГУ!»

– И как Вы поступали в университет?

– Я подавала документы вместе с родителями – отчим все узнал и подготовил документы для поступления на льготных основаниях. И мне не сказал, чтобы заранее я на это не рассчитывала Оказывается, для того, чтобы поступить по льготам в МГУ или в остальные ВУЗы, достаточно набрать 40-45 баллов, пройти минимальный порог, который устанавливает сам ВУЗ. Приехала в МГУ, и мне сообщили, что я могу поступать на льготной основе. На вступительных экзаменах льгот не было. Экзамен состоял из двух частей – письменной и устной. Я достаточно плохо написала письменную часть, потому что не учла, что нужно делать задание в журналистском формате – написала красивое сочинение вольным стилем. Получила, соответственно, 30 баллов из 70. Расстроилась, но уже знала, что нужно пройти минимальный порог. И теперь мне надо было очень хорошо сдать устный экзамен.

Пришла, вытаскиваю билет с заданием написать журналистский материал про миграцию и устно его объяснить. Как назло, я путала понятия эмиграция и миграция. Что это? Выезд или въезд? Или переезд? Благодаря своей находчивости, придумала материал о моделях. Я много тогда писала про модные дома, дизайнеров, модели, модельные агентства. И придумала материал о моделях, которые возвращаются из-за границы обратно, в Россию, потому что отечественная индустрия поднялась на новый уровень. В итоге получила высший балл за устную часть, чем до сих пор горжусь.

– Как на Ваш взгляд, сложно учиться людям с ограничениями в МГУ?

– Многие люди не знают, что можно учиться почти с любыми ограничениями в МГУ. Основная проблема – высокие лестницы и отсутствие лифта.

Студенты были в высшей степени толерантны. Никто не проходил мимо, если нужна помощь.

У нас в универе училась девушка, которая передвигалась с двумя тростями. К ней подходили и вежливо предлагали помочь. Была девушка, которая совсем не видела. Нас собрали в аудитории, начальник курса сказал, что у нас есть девушка, у которой проблемы со зрением, было бы здорово, если бы мы ей помогли. В тот же день над ней кто-то взял шефство, и она постоянно с кем-то ходила просто под руку. Преподаватели оценки за красивые глаза не ставят, лояльность особую сильно не проявляют. Если не знаешь, иди на пересдачу, как все.

Был у меня такой случай. Сдавала предмет очень строгому преподавателю. Учила много, учила долго, мои конспекты списали многие ребята. Захожу в аудиторию, тяну билет, понимаю, что не знаю. Я начинаю ему говорить, и вижу, что отвечаю плохо. Преподаватель взял зачетку и говорит: «Ладно, я тебе ставлю зачет, я понимаю, что ты знаешь». Я тогда расстроилась, потому что была уверена, он увидел, что я хромаю, и поставил мне нормальную оценку просто потому, что пожалел.

Он сказал: «Нет, я прекрасно знаю просто, как ты училась».

– Были какие-то совместные проекты с остальными студентами?

– У нас были и групповые и индивидуальные занятия. К примеру, есть специальный предмет, где учат выпускать газеты, интернет-СМИ, делать сайты, портфолио. Группа превращается в полноценную редакцию, выбирают редактора, выбирают зама, то есть, раздают должности.

– Ваша какая была?

– Меня все время хотели поставить главным редактором, а я отказывалась, так как понимала, что, если буду главным редактором, свободного времени совсем не будет, не видать мне спокойной жизни целый семестр. А, если я буду редактором, или корректором, или автором, я

свою работу сдам, и свободна. Мы собирались в типографии на Моховой улице. С нами были: куратор, ответственный редактор, преподаватели с кафедры стилистики и русского языка; они проверяли наш материал. И получалась настоящая газета.

В другой раз мы делали сайты. В третий раз -– новостную страницу.

– Вы специально ушли из МГУ, потому, что устали, или, потому, что не знаете куда вам дальше идти?

– Я знаю, куда мне дальше идти, и это не совсем связано с журналистикой.

Во время учебы на втором курсе университета, я устроилась на стажировку в подростковый журнал Elle Girl издательского дома Hearst Shkulev Media,. Делала все – от материалов в печатные издания до материалов на сайт. Доросла до редактора журнала. Из-за необходимости работать по удаленной системе, поступила на работу в Газпроммедиа (на портале Вокруг ТВ). Проработала там девять месяцев на позиции новостного редактора, отвечая полностью за ленту новостей. Потом снова вернулась в Elle Girl. Ушла в конце июля, из-за проблем со зрением.

Сейчас я хочу свое дело, потому что, хочу сама контролировать свои финансы, свое время.

Параллельно журналистике я обучалась SMM (Social media marketing), продвижению брендов и людей в соцсетях, умению создавать контент, удерживать внимание. И поняла, что хочу дальше развиваться в этой сфере. И создала свое медиа-агентство, которое занимается раскруткой женского бизнеса в сети Instagram. Мне проще развивать маникюрный салон, шоурум одежды, какого-то блогера, чем автосалон или автосервис.

Несмотря на то, что я сейчас живу в одной квартире с маминым братом, я полностью свои финансовые вопросы решаю сама.
Если сейчас возьму еще два года магистратуры, то не смогу обеспечить себе комфортный уровень жизни, так как в магистратуре уже не получится совмещать учебу и работу.
Проще сделать год перерыва, во время которого настроить свое дело, выйти на определенный уровень дохода. Я хочу получать образование только тогда, когда будет финансовая подушка, которую будет обеспечивать фирма, в которой работают сотрудники, а контролирую.

– Возвращаться к учебе будете на факультет журналистики, или планируете далее учиться той профессии, которой занимаетесь сейчас?

– Постараюсь совмещать. На первом курсе, во время практики, работала кинокритиком. Мне очень понравилось, если б мне за эту работу платили, я б там всю жизнь работала. Очень хороший коллектив, принимают идеи, дают работать над разными темами, но при этом контроль такой, что он не ощущается, но он есть. Однажды я предложила дать мне задание посетить предпоказ кинофильма и написать заметку. Так родилась рубрика про кинокритику. Я стала посещать премьеры, и четырехнедельная практика затянулась на 4 месяца.

Планирую совмещать, иметь SMM-агентство, которое будет меня кормить, а журналистика и кинокритика станут моим хобби. Еще очень хочу иметь семью Но вот в личной жизни бывают сложности. Мне говорят, что у меня запросы высокие, хотя я считаю, что они адекватные. Поскольку у меня нет времени, я знакомлюсь в интернете, к примеру, на Тиндере или других площадках такого формата. Прихожу на свидание, молодой человек сначала думает, что ему показалось, что я сильно хромаю. Мы общаемся, вижу, что понравилась. А потом я встаю, и он опять все замечает. К сожалению, бывают и такие ситуации, что все ограничивается одним свиданием.

Но я не могу сказать, что таких ситуаций много. У меня есть молодые люди, которые не обращают никакого внимания на эту особенность, ухаживают, дружат. Был молодой человек, обеспеченный, известный в сфере SMM, и ему было все рано как я хожу.

Есть такое мнение, что людям с особенностями нужно хвататься за первого встречного, иначе можно остаться одному. Нет. Не надо. Да, сложности есть. Нужно быть готовым, что ты кому-то не понравишься. Если тебе завтра не перезвонили после свидания, не нужно обижаться, не нужно плакать, не нужно думать, что ты не такая, это совершенно не значит, что проблема в тебе.

Многие проблемы от недопонимания. Часто люди удивляются, задают вопросы: «А что это? Почему так? Так будет всегда? Я отвечаю честно: «Это с рождения». Да, так будет всегда, мне не повезло.

Когда такие вопросы задает молодой человек, который тебе нравится, реагируешь с некоторой опаской, не рассказываешь всего, стараешься быстрее уйти от этой темы. Они тоже не от этой темы отходят, но у многих есть надежда, что вот сейчас это пройдет (как грипп, ОРВИ). Или, наоборот, думают, что такая подруга будет обузой. Скорее всего, ничего не случится, к старости, возможно, тебе будет тяжелее передвигаться. Это не значит, что ты сляжешь и он будет с тобой как нянечка. Такие, конечно, из твоей жизни исчезнут. А рядом останутся те, кому ты будешь нравиться настолько сильно, что они будут готовы продолжать, не обращая внимание на эти особенности.

– Что Вы скажете тем людям, которые только что узнали, что у их ребенка ДЦП той или иной сложности?

– Если ребенок спрашивает: «Мама, а почему так?», объясните почему так, но объясняйте, что он не хуже остальных. Потому что иногда родители подбирают неправильные слова. Ты такой же умный, такой же красивый, как все, ты лишь ходишь иначе, или находишься в коляске, и у тебя немного меньше возможностей. Ты можешь быть лучше в том, в чем ты хочешь быть лучше. А не с посылом «Ты такой же красивый для меня, ты лучше всех для меня».

Я помню, мама как-то сказала фразу, которую я очень хорошо запомнила, и которая мне не нравится до сих пор. Я училась в восьмом классе, были первые влюбленности, и она мне сказала: «Аня, ты должна быть очень красивая, чтоб кому-то понравиться, потому что ты вот так ходишь». То есть, не умная, не интересная, ты должна быть красивая, если ты не будешь красивой, ты никому не понравишься. Вот такие вещи говорить не надо!!! Ребенок в любом случае красивый, он в любом случае умный, и он в любом случае понравится. Он лучший для себя, тогда и все будут его принимать. Надо меньше обращать внимания на тех, кто смеется, обижает.

Собирайте волю в кулак, не сворачивайте с выбранного пути! Недоброжелатели потом еще будут всем рассказывать, что они когда-то вас знали. Если физически что-то не получается, ограничивает, тренируйте мозг!

Развивайтесь, выбирайте дело, которое вам нравится, и старайтесь работать над самооценкой, потому что убить эту самооценку очень легко, восстановить потом труднее.

Главное, чтобы все было в порядке с самооценкой, тогда все будет в порядке по жизни.

Беседовала Юлия Бердник, г.Москва

#ДЦП #жизньсдцп #реабилитациядцп #дцпнеприговор

Previous Post Next Post

You Might Also Like

No Comments

Leave a Reply