Жизнь с ДЦП

Обучение детей с инвалидностью и ОВЗ в общеобразовательной школе

По данным с сайта https://sfri.ru/, на 1.02.2023 г. в России насчитывается более 700 000 детей с инвалидностью, из которых более 35 000 детей Москвы должны обучаться в школе.

Фото с сайта https://sfri.ru/
Фото с сайта https://sfri.ru/

Это дети совершенно разных нозологий —  с ДЦП, аутизмом, синдромом Дауна, плохо видящие, плохо слышащие и др.

В соответствии с последними реформами в системе образования, количество коррекционных школ в России и в Москве, существенно сокращено. А большинство детей должны теперь учиться во системе инклюзивного образования, когда здоровые дети учатся в одном классе с детьми с ОВЗ или инвалидностью.

фото взято из сети интернет

Только детям с ОВЗ или инвалидностью должны создаваться специальные условия образования:

— для их обучения разработаны образовательные программы, адаптированные по их нозологии и в соответствии с их индивидуальными особенностями (расположение в классе близко от доски, специальные парты, специальные раздаточные материалы, помощь в усвоении знаний, своя система оценивания знаний, доступность использования услуг образовательной организации);

фото из сети интернет

— при необходимости для обучающегося принимается на работу ассистент, осуществляющий оказание обеспечение сопровождения инвалида, лица с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации; оказание технической помощи в части передвижения по образовательной организации, получения информации и ориентации; оказание технической помощи в обеспечении коммуникации, в том числе с использованием коммуникативных устройств, планшетов, средств альтернативной коммуникации; оказание помощи в использовании технических средств реабилитации (изделий) и обучения; оказание помощи в сборе и разборе портфеля, в ведении записей, приведении в порядок рабочего места и подготовке необходимых принадлежностей; оказание помощи в соблюдении санитарно-гигиенических требований обучающимся.

— при необходимости для обучающегося принимается на работу тьютор, который осуществляет педагогическое сопровождение реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, выявление индивидуальных образовательных потребностей обучающегося в процессе образования; участие в разработке индивидуального образовательного маршрута, учебных планов обучающегося; подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации образовательного процесса; организация процесса индивидуальной работы с обучающимся по выявлению, формированию и развитию его познавательных интересов.

фото из сети интернет



Для того, чтобы дети с ОВЗ и инвалидностью могли обучаться в одной школе, необходимо пройти ПМПК и получить заключение ПМПК, которое обязательно к исполнению школой.

фото из сети интернет

В документе прописывается:

— по какой адаптированной программе должен обучаться ребенок;

— должны ли ему создаваться специальные условия обучения;

— нужен ли при обучении ассистент или тьютор;

— какая с ребенком должна проводиться коррекционная работа.

В свою очередь, ФГОСы для обучающихся с ОВЗ или инвалидностью, делятся на четыре варианта, два из которых (вариант 1 и вариант 2- цензовые, то есть по окончанию обучения ребенок получит аттестат об образовании; и две — не цензовые, облегченные, по окончанию обучения ребенок не получит аттестат об образовании. Ребенку назначается ФГОС в соответствии с уровнем его возможности усваивать знания.

Кроме этого, ФГОСы различаются по нозологиям.

К примеру, ребенку с ДЦП назначена программа 6.1 По нозологии это категория 6, по варианту программы — категория 1 (адаптированная программа для детей с НОДА).


К сожалению, даже если идет речь о I варианте цензового образования,  в большинстве школ считается, что это просто ребенок учится по общеобразовательной программе с добавлением дополнительно коррекционных занятий.

фото из сети интернет


К примеру, если речь идет о программе для учеников с НОДА 6.1, почти всегда администрация школы считает, что достаточно, чтобы в школе были пандусы, перила, а в остальном ребенок учится по общеобразовательной программе — как здоровые дети.

Но мы все, причастные к процессе обучения наших детей, прекрасно понимаем, что в зависимости от заболевания возникает много особенностей  их обучения и оценивания:


— им трудно долго выполнять рутинную работу;
— сложно записывать на слух много информации:

— есть дисграфия и дислексия;
— возникает дефицит внимания и уcидчивости;
— на выполнение заданий им нужно гораздо больше времени;
— возникают трудности с запоминанием  информации, заучивания текстов;
— при выполнении самостоятельных, контрольных работ дети теряются в одном из вопросов, после чего пропадает уверенность в себе и остальные ответы не пишутся вообще или пишутся, лишь бы было что-то написано;
— не получается ответить у доски или с места – так как ребенок боится находиться в центре внимания.

фото взято из сети интернет

Но так как школа считает, что ребенок учится по общеобразовательной программе, то при стандартном оценивании ребенок не может показать реальные знания.

Такой ученик получит оценку 2 или 3, что существенно занизит его самооценку и возникнет неуверенность в себе и в своих знаниях.

Штамп «двоечника» или «троечника» отобьет напрочь желание ребенка учиться.

В результате — страдает качество знаний обучающегося, снижается самооценка. Все это затруднит его не простую социализацию, так как получение профессии для ребенка с ОВЗ или инвалидностью это жизненно необходимо для трудоустройства и его полной или частичной независимости.

фото взято из сети интернет

Так же часто  в школе возникает путаница с понятиями «ассистент» и «тьютор».

Школьная администрация на позиции ассистента часто зазывает хоть кого-то из сотрудников  —  в нашем случае,  рассматривался даже сотрудник административно-хозяйственного подразделения, проще говоря, местный Кулибин, что чинит замки и прикручивает ручки.

А в большинстве случаев,  «тьютор» по факту — человек, который зачастую не всегда имеет педагогического образования, что уж там говорить про специальное.

Фото взято из сети интернет

Несмотря на то, что при подушевом финансировании на ребенка-инвалида государством выделяется в  несколько раз больше денежных средств, чем на здорового, школа всячески открещивается от возможности обучать такого ребенка вместе со всеми детьми.

Это, как мне кажется, связано с тем, что:

-Дополнительное обучение/переобучение учитель должен проводить за свой счет и в свое свободное время;

— Рейтинг успеваемости в школе один на всех детей – и здоровых, и имеющих проблемы со здоровьем, поэтому дети инвалиды могут существенно снизить этот рейтинг;

— На учителя часто ложится дополнительная нагрузка (если нет ассистента или тьютора), что отражается на общей успеваемости учеников.

фото взято из сети интернет


Если мама стремится и имеет ресурсы разобраться в ситуации, она начинает проявлять активность при отстаивании прав своего особенного ребенка.

   Стандартно школа начинает давить на маму,  всеми способами убеждая и вынуждая не проявлять эту активность, чтобы ничего не менять в своей работе.

   Особенно активных начинают конкретно «затыкать», используя угрозы обращения в органы опеки, постановки ребенка на учет в полиции, и даже лишения родительских прав.

    Зачастую, так же администрация школы начинает работать с остальными родителями, чтобы они сами проявляли активность по перевода неудобного ребенка из класса  на домашнее обучение или вообще уход из школы.

фото взято из сети интернет

Но  еще большие трудности возникают по окончании школы – даже если ребенок получит высшее образование ( а часто основным препятствием является отсутствие доступной среды, в большинстве случаев, он не сможет устроиться на  работу по специальности, более того, молодому инвалиду «не светит» любая другая конкурентно оплачиваемая работа в принципе.

фото взято из сети интернет

Что поможет изменить ситуацию?

— оплата за счет государства дополнительного обучения учителей и других помогающих специалистов и их обучение в рабочие дни;

— введение дополнительного рейтинга для обучающихся  учеников с ОВЗ или инвалидностью;

-ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ обучение  и стажировка в других школах сотрудников администрации по вопросу создания особых образовательных условий для таких учеников;

— ЗАПРЕТ на запугивание и унижение родителей детей с ОВЗ или инвалидностью;

— разработка специальных условий оценивания таких обучающихся;

— приглашения к сотрудничеству  с ВУЗами, колледжами и другими учреждениями среднего образования  предприятий и организаций по вопросу профессионального обучения студента с инвалидностью и дальнейшим  ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ  устройством на работу по специальности (по рабочим квотам);
— рассказ о своем ребенке на первом родительском собрании, для исключения кривотолков и негативных ситуаций среди родителей и детей.
#дцп #детисовз #детисинвалидностью #детиинвалиды #инклюзиявобразовании

Фото взято из сети интернет

А что думаете вы по поводу инклюзии в образовании???





Previous Post Next Post

You Might Also Like

No Comments

Leave a Reply